В преддверии нового учебного года продолжаем обсуждать возможные пути овладения иностранным языком с руководителем студии иностранных языков в Боровичах - Светланой ФАНДАЛЮК.

 - Если всё же родители решились встать на путь раннего обучения своего ребёнка английскому языку именно на кружке, вне дома, с чего Вы рекомендуете начинать?

- Начать с понимания того, что английский язык отличается от русского и тонально, и артикуляционно, и ритмически. Но у всех языков есть одна общая черта – они звучат. То есть, в первую очередь, язык – это звук. Если мы обратимся к истории, то заметим, что люди всегда стремились создать общий язык, доступный для овладения и понимания каждому. Одна из таких попыток привела к появлению искусственного языка «эсперанто», которым, в принципе, так никто и не пользуется, но все знают о его существовании. Язык математики – тоже один из способов общения людей разных языковых культур с самых древних времён. Но чтобы «говорить» на языке математики, согласитесь, нужно иметь определённую базу знаний и жизненного опыта. Поэтому самым доступным, общепонятным языком и по сей день является язык музыки. Любой из нас, независимо от возраста и знаний, способен прослушать музыкальное произведение, написанное другим человеком, не разговаривающем на нашем родном языке. И не просто прослушать, но и понять настроение автора, испытать от этого прослушивания какие-то эмоции.

Всё вышеизложенное означает, что ребёнку, перед которым стоит задача изучить иностранный язык, гораздо проще сделать это с помощью музыки. Именно поэтому вот уже второй год мы успешно внедряем в нашей студии программу «Музыкальный английский для малышей». Занятия музыкальным английским позволяют ребёнку не только пополнять словарный запас и усваивать речевые конструкции, но также развивать музыкальный слух и певческий голос (преподаватель на этом курсе имеет музыкальное образование). А это именно те «инструменты», с помощью которых он в будущем бегло и без грубого акцента будет говорить на неродном языке, а также с лёгкостью воспринимать обращённую к нему речь иностранца.

- То есть взрослый, который берётся обучить малыша 3-4 лет английскому на кружке, обязательно должен сам уметь петь? А как же мультики и записи песенок на английском? Это же очень удобно…

- Признаться, я тоже так думала, пока была «молодая и неопытная». Да, включить готовый мультик минут на десять или послушать с детьми несколько песенок – отличное времяпрепровождение для учителя, который не знает, чем еще увлечь детей. Это переход преподавателя от активной роли к пассивной. Дети вроде бы заняты полезным делом (слушают английскую речь), а учитель может перевести дыхание.

Мультики и записи песен на кружках английского, на мой взгляд, имели актуальность тогда, когда компьютер и интернет были не в каждом доме или их не было от слова «совсем». Сейчас заинтересованный родитель по рекомендации учителя или самостоятельно может подобрать англоязычные мультики или клипы для своего ребёнка, которые тот спокойно посмотрит в любое время на телефоне, компьютере или планшете. Это явится отличным дополнением к основным занятиям английским на кружке. Но платить деньги за то, чтобы ваш ребенок смотрел мультфильмы в классе? Зачем?

Что касается использования аудиозаписей на занятиях. Как правило, рекомендуется не просто слушать песню, а и немного танцевать под неё. И вот учитель включает детям песенку, даже переводит слова, показывает, какие движения можно выполнять под музыку. И малыши копируют танцевальные движения, но не подпевают. Может быть, пара-тройка самых активных ребят пытается воспроизвести какие-то звуки (насколько удачно –  будет не очень понятно из-за голоса на самой записи).

На курсах «Музыкального английского» мы решили эту проблему таким образом: на первом этапе дети поют акапельно вместе с преподавателем. Есть только голос учителя и никакого «голоса за кадром». Учитель – рядом, живой; голос за кадром – далеко, искусственный. Учитель при необходимости может пропеть слова быстрее или медленнее, повторить отдельную фразу столько раз, сколько необходимо для того, чтобы дети расслышали её. Дети запоминают слова песенки моментально и после первого показа учителем вполне прилично поют. И делают это громко – кто кого перепоёт (а не прячутся за искусственным голосом на аудиозаписи). После того, как малыши успешно прошли первый этап, они могут исполнять знакомые песни под «минус» (то есть мелодию без слов).